Всем известный нож «финка»
Как известно из русскоязычного анекдота, самые воинственные мужчины живут в Финляндии: они даже спят с финками. На финском языке так играть словами невозможно: финка-женщина – suomalainen, финка-нож – puukko.
Доверчивого читателя анекдот обманывает еще раз: классическая финка – вовсе не грозное оружие. Мирные финны с давних времен пользовались пуукко в самых, что ни на есть хозяйственных целях: поплотничать, снять шкуру, разделать дичь, выпотрошить рыбу. Похожие ножи делали на территории Финляндии еще из бронзы и кости. Потом удачную форму воплотили в металле.
История знаменитого ножа
Сначала нож с лезвием короче рукоятки называли просто ножом, то есть veitsi. Потом, предполагают исследователи, финны решили обозначить национальный нож-символ отдельным словом и произвели его от слова »puu», то есть дерево. И, ничего не скажешь, получилось логично: рукоять ножа обычно деревянная, хотя встречаются пуукко с рукояткой из бересты.
Трудолюбивым и хозяйственным финнам финка-пуукко пришлась по сердцу и по руке, а изготовление ножей и пользование ими обрело такие масштабы, что к XVIII веку пуукко сделался национальным символом, а еще через столетие наступил настоящий золотой век финки.
Нож «финка» — лучший сувенир
Будете покупать сувенир, обратите внимание на особенности. У модели Вёйри прямая рукоятка, клинок модели Яласярви слегка изогнут, у Томми – прямое лезвие без углублений.
Моделей и фирм не перечесть, а настоящая столица финских ножей – это Каухава в Южной Похьянмаа. Там даже фестиваль пуукко ежегодно проводят. Два дня лекций, выставок, соревнований, вплоть до пуукко-гольфа, а потом опять финку в ножны – до будущего года.
Финка – блатная легенда
И тебе в вечернем синем мраке
Часто видится одно и то ж:
Будто кто-то мне в кабацкой драке
Саданул под сердце финский нож…
Сергей Есенин, «Письмо матери»
Финский нож, или просто – финка. Для людей несведущих уже в самом этом слове содержится какой-то блатной привкус (в образе некоего Васьки Кривого с золотой фиксой и «финарем» в кармане) и угроза уголовной ответственности. А между тем речь идет о гениально простом, удобном, «неагрессивном» ноже, который уже более тысячи лет существует в практически неизменном виде, не утрачивая своей популярности.
Национальное достояние
Что же такое «финский нож»? Очень вероятно, что он является наиболее известным во всем мире короткоклинковым нескладным оружием.
У себя на родине он называется «пуукко» (puukko) от слова «puu» (дерево), что означает «нож с деревянной рукояткой». Еще говорят, что в XII веке в шведских районах Скандинавии был нож, называвшийся «pook». Но как бы то ни было, он распространился среди финнов, став именно их национальным ножом, повседневным спутником людей, живущих в лесу и тундре.
У вполне миролюбивых финнов нож был обыденным орудием труда, поэтому и выглядит совершенно невинно. Зачастую и старые, и современные финские ножи отличает клинок, который короче рукояти, которым хорошо работать (что-то выстругать, сделать веник для бани), но сложно сражаться. Это, конечно, в первую очередь относится к хозяй*ственно-бытовым ножам. Клинок пуукко зачастую не больше ширины мужской ладони. Он является надежным помощником в пути, работе по хозяйству, на охоте и рыбалке. Конечно, для того, кто владеет им, как продолжением собственной руки, он является и эффективным оружием. Не будучи кинжалом, вполне может применяться в бою, что успешно доказано на практике.
Клинок обладает прекрасной проникающей способностью для нанесения удара через толстую зимнюю одежду; легко входит в тело при ударе сверху вниз; у него нет никаких резко выступающих частей, тормозящих проникновение. Он пригоден и для режущих ударов, им одинаково удобно и нарезать хлеб, и «снимать» часового. Классический финский нож весит всего 100 граммов, что в сочетании с габаритами делает его весьма маневренным оружием. У него нет гарды, но это не минус, а плюс, если боец обучен приемам удержания ножа и технике ударов, характерных именно для финки.
Клинок – основная деталь пуукко, которой работают или наносят удар, – это специальным образом обработанная полоса металла. Самым важным в производстве является изготовление именно клинка. Ключевой вопрос – материал, из которого его делают, ведь от этого зависят режущие свойства, прочность и длительность сохранения остроты.
Согласно молве, раньше финские мастера делали свои пуукко из старых изношенных кос. На косу идет сталь мягкая, пластичная, поддающаяся холодной ковке (косу точат, отбивая, «оттягивая» ее жало). Так вот, брали пакет лезвий (то есть набор слоев металла с несколько разными качествами), многократно разогревали и проковывали его, получая в конечном итоге внеш*не монолитный брусок ламинированной стали, внутренне похожий на бутерброд из материала разных качеств. В кустарных условиях настоящий мастер в качестве заготовки порой использовал полосу металла с уже сформированными показателями твердости (рессору, напильник, обойму подшипника), и нож получался что надо. Сейчас финские пуукко делают из лучших высокоуглеродистых сортов стали (1,2 % углерода), обычно с легирующими добавками: никеля для защиты от ржавения; хрома для износо*стойкости. На недорогие ножи массовых серий идут более дешевые марки металла (0,6-0,8 % углерода). Твердость клинков финских пуукко колеблется в пределах 58-62 единиц по шкале Роквелла. В ходу большое количество поддельных низкокачественных ножей из сталей твердостью ниже 55 единиц.
Финский нож имеет следующие параметры: в традиционном деревенском (рабочем) пуукко длина клинка не превышала 100 мм, теперь для массового (в основном зарубежного) потребителя его делают довольно длинным (150 мм). Клинок у пуукко довольно узкий (10-15 мм), его формирование по толщине немного необычно: у рукояти обух может быть даже толще 5 мм, книзу утончаясь и постепенно переходя в лезвие. Пуукко – этакий крепыш-«боровичок». Форма клинка отличается пропорциональностью, она обычно простая: прямой либо слегка ниспадающий обух («дроп-пойнт»), длинный отрезок прямого лезвия, выпуклый плавный переход от лезвия к острию.
Заточка, как правило, клином, хотя в последнее время применяется и сабельная (клин с подводом). Сейчас на клинках делают выборки, которые неспециалисты называют крово*стоками, приписывая такому ножу необыкновенные поражаю*щие свойства. На самом деле на тяжесть ранения это не влия*ет, а обеспечивает дополнительную жесткость клинка и сопротивление изгибу.
Начиная 1880 года в редких случаях клинки украшались орнаментом (например, в ноже, подаренном русскому царю); в современных ножах на клинке почти всегда стоит клеймо изготовителя или фабричная марка, и не более того.
Рукоять настоящего пуукко не спутаешь ни с чем: она почти всегда имеет круглую, реже слегка сплюснутую бочковидную форму. Плавно переходящая к навершию и клинку, она кажется неудобной – того и гляди, выскользнет из руки. Но это только кажется: взяв нож в ладонь, чувствуешь, насколько он ухватист. Эта внешне примитивная, но на практике веками отработанная форма чрезвычайно эргономична. При длительной работе кисть от этого «бочонка» устает гораздо меньше, чем от навороченных модных ножей с углублениями под пальцы на рукояти. Ведь руки-то у всех разные, и фабрикаты «на всякий вкус» являются чем-то вроде среднестатистического пиджака. А пуукко в ладони узкой или широкой, при хвате прямом или обратном всегда найдет свое место – зимой им работают, даже не снимая рукавиц.
На рукоять чаще всего идут твердые породы дерева (карельская береза, корневой кап ивы, рябины); она насаживается на черен только всадным способом, без всяких заклепок или шурупов. В рыбацком пуукко умелый мастер так подбирает соотношение веса клинка и рукояти, что, даже упав в воду, нож не тонет, а торчит в воде поплавком. Кроме того, рукояти делают из рога оленя, лося, ведь эти прочные материалы в Финляндии не дефицит.
Красивы наборные рукояти из вощеной кожи или бересты; пластинки материала нанизываются на черен (бересту располагают волокнами перпендикулярно друг другу), этот набор плотно спрессовывается, затягивается верхней и нижней металлической шайбой, и после этого рукояти придается необходимая форма.
Не так давно для изготовления сувенирных ножей стали брать экзотические породы дерева, кокосовый орех, эбонит, пластик. Оковки – втулка передней части рукояти, навершие, кольца – делаются из латуни и алюминия, хотя для «старых» пуукко характерно отсутствие оковок. Рукоять порой гравируют, наносят орнамент, но целиком из металла она не делается, ведь пуукко – северянин, попробуйте взяться за металл в трескучий мороз. Кроме того, из мокрой руки металлическая рукоять легко выскальзывает.
Размеры клинка самые различные, однако рукоять всегда заметно шире его, что связано с необычным для Европы способом размещения ножа.
Для удобства вынимания пуукко, почти «с головой» утопленного в ножны, навершие рукояти традиционно имеет грибовидное утолщение либо изгиб, часто в виде стилизованной лошадиной или собачьей головы.
Это весьма общее описание, ибо лишь основных моделей традиционных финских ножей существует более десяти. Форма клинков и рукоятей даже у одного мастера постоянно варьируется; сколько мастеров – столько ножей, и даже больше. При этом какая-то своя форма всего ножа и его элементов характерна для каждого региона и круга пользователей. Например, так называемые «женские» ножи имеют очень короткий клинок и деревянную рукоять-болванку. На рукояти фабричных пуукко часто изображается герб Финляндии.
Кожаные ножны для пуукко еще в XIX веке были редкостью – нож носили в берестяном футляре. Сегодня они стали его неотъемлемой и порой единственной видимой извне частью, роль которой не ограничивается лишь декоративной функцией. Они бывают нескольких типов, однако все надежно удерживают нож и легко узнаваемы по характерному признаку: пуукко утоплен в них почти целиком, по самое навершие, и его не надо фиксировать никаким дополнительным способом (ремешок, застежка и так далее). Из правильно сшитых ножен он не выпадет, даже если стать на голову. Фиксация происходит за счет плотного охвата устьем ножен расширяющейся части рукояти. Кроме того, ремешок или цепочка, на которой пуукко подвешен к поясу, прикреплены к верхней части ножен так, что центр тяжести сильно смещен вниз, и нож никогда не окажется в положении ручкой вниз.
Кроме того, в конструкцию ножен могут входить вкладыши из дерева или бересты, которые фиксируют клинок и защищают кожу от прорезания. При необходимости нож оказывается в руке без задержки, ведь вынимается он без всяких усилий. Это очень удобно в трескучие морозы, поэтому пуукко идеален для суровых северных условий. В бою весьма ценно то, что его можно вынуть не только быстро, но и бесшумно.
Ножны леуку и пуукко иногда содержат дополнительное отделение для второго, малого ножа («юнки»), сходного по форме с большим.
Настоящие ножны шьют чаще всего из целого куска камуса; классическим считается вариант без единой металлической заклепки. Наружный шов закладывается иначе, нежели у традиционных русских ножей – не со стороны лезвия, а с тыльной стороны, в середине плоскости клинка. Лицевую сторону украшают тисненым рисунком, национальным узором; с XIX века в моду вошла окраска ножен в черный или красный цвет, крепление на них гравированных латунных пластин. Да и рукоять ножа иногда окрашивают в красный цвет с черными поперечными полосками; иногда для сувенирных ножей делают ножны из карельской березы и кожи – клинок входит в деревянную часть, а рукоятка – в приделанный к ней кожаный манжет.
Раньше ножны подвешивали к ремню за два конца, нося его параллельно земле, затем один ремешок (или цепочка) стал длиннее, и при ходьбе нож свободно раскачивался, обращая внимание окружающих на себя и своего владельца. Сейчас пуукко в ножнах подвешивают за одну кожаную петлю и носят перпендикулярно земле.
К изготовлению ножей финны относятся творчески. Например, в работах Ярмо Хаккарайнена из деревни Кёюлиё зафиксировано напоминание о таком случае: когда-то в XII веке в дом крестьянина Лалли без приглашения явился католический епископ, забрал все зимние припасы и оскорбил жену хозяина. Кресть*янин его прирезал. Очень гордясь поступком своего предка, финны поставили ему памятник, написали о нем книжки для детей, а мастер в память об этом делает свои ножны в форме голов*ного убора наглого католического иерарха.
Финка для императора
Изготовление более-менее приличного ножа требует соединения талантов кузнеца, ювелира, кожевника и столяра; этому финны учились 150 лет назад на лучших английских и шведских мануфактурах. Ножи в Финляндии производятся многочисленными частными мастерами и мелкими фирмами повсюду, но некоторые регионы, как, например Похьянмаа, особенно район Каухава, отмечены этим особенно: после Второй мировой войны здесь располагались 26 из 30 крупнейших финских производителей пуукко.
Самые дорогие ножи по сей день делаются вручную, однако и их промышленное производство имеет давнюю традицию. Так, знаменитые ножи kauhava-puukko производятся на фабрике, основанной в 1879 году мастером Иисакки Ярвенпяя. Почти без средств, имея только страстное желание делать красивые ножи, на ходу учась ковке и закалке стали, двадцатилетний юноша в одиночку приступил к делу в своем тесном сарае. Создатель нового, художественно отделанного пуукко, он первым стал набирать рукояти из бересты, инкрустировать их медью и серебром, украшать ножны бронзой и латунью. В 1888 году им был изготовлен нож для наследника русского престола Николая Александровича. С 1890 года с ним работало уже 10 человек, и в 1894 году он сделал второй нож, теперь уже для императора Николая II, что было засвидетельствовано высочайшей грамотой. В 1922 году на фабрике трудилось уже более 25 мастеров.
Сегодня это крупнейшее в Финляндии производство, выпускающее только финские ножи. Всего в историю Каухава вписали себя около 150 фирм и частников, так или иначе связанных с производством пуукко. Второй крупнейший производитель ножей – компания «Marttiini» – ориентируется на традиционный дизайн финских ножей.
Артём Денисов, журнал «Аэропорт» http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=dEytJxZQbi8#t=0s